Христианская нетерпимость еврейской диаспоры
Тем временем в христианской Европе евреи продвигались на север, создавая свои общины в Рейнской долине и расселяясь дальше в Германии, Франции и Англии. Правители благосклонно относились к ним как к торговцам и ремесленникам, однако под влиянием церкви они вскоре стали объектом народной ненависти. Церковь учила, что евреи — «убийцы Христа». В отношении них были приняты унизительные указы, требовавшие, например, ношения специальной одежды как «знака позора».
Средние века были для евреев периодом кошмара. В Англии появились клеветнические измышления о ритуальных убийствах. Во времена распространения Черной смерти (бубонной чумы) в 1348-49 гг. гнев народных масс был направлен против евреев, которые якобы отравляли колодцы, что бы вызвать эпидемии. В тех местах, где им было разрешено жить, в отношении них устанавливались строгие ограничения: запрещалось трудиться на земле, заниматься торговлей и большинством видов ремесел. Нередко евреев помещали в гетто — ограниченные кварталы в городах, иногда обнесенные стеной с воротами, которые запирались на ночь, чтобы евреи не могли выйти оттуда. Церковь изображала еврея как сатанинскую фигуру, убившую Бога и алчущую денег.
Несмотря на не прекращавшиеся гонения, евреям удалось сохранить внутреннюю сплоченность, стойкость и единство. Они жили и умирали с большим достоинством. Как в христианском, так и в мусульманском мире евреи пользовались значительной степенью самоуправления, благодаря которому они создали свой собственный общинный образ жизни и самостоятельные институты. Во все времена у них была богатая литература. В XII и XIII вв. она часто выходила на идиш, языке средневекового германского происхождения с ивритским алфавитом. Этот язык был широко распространен среди евреев в Центральной Европе и в новых общинах Восточной Европы. Евреи восновном мигрировали в восточном направлении, и их новые общины стали появляться на пространствах Польши и Литвы.
В Испании положение евреев ухудшилось, когда христиане отвоевали эту страну у мусульман. В 1391 г. в результате учиненной резни было уничтожено свыше ста общин в Испании, а десятки тысяч евреев под страхом смерти были обращены в христианство и презрительно назывались «марраны» (свиньи). Их принадлежность к христианству чаще всего была лишь номинальной. Небезызвестная испанская инквизиция занималась искоренением скрытых евреев, кое-кого из них сжигали на костре. В 90-х гг. XV в. все евреи, не принявшие христианства, были высланы из Испании и Португалии. Большинство беженцев отплыли на восток и обрели себе новое пристанище в странах Средиземноморья. Многие марраны, оставшиеся на Иберийском полуострове, в XVI и XVII вв. сумели бежать и обрели гостеприимное пристанище и религиозную свободу в протестантских странах — Голландии, Англии и в прибалтийских государствах Германии. Какая-то часть евреев, следуя по новым торговым путям, создала небольшие общины в Бразилии, находившейся под господством Португалии, а затем и в странах Карибского бассейна. Небольшая груп па в 1654 г. достигла Нового Амстердама, затем прибыла в Нью-Йорк и положила начало расселению евреев в Северной Америке.
Примерно в это время на основную массу евреев, проживавших тогда в Польше, обрушилась беда. Их сделали козлами отпущения в казацком восстании 1648 г., когда десятки тысяч были зверски убиты, многие общины уничтожены, а спасшиеся потеряли все свое имущество. В состоянии крайнего отчаяния евреи обратились к мистике и мессианству. Когда некто Саббатай Цеви из Измира в Оттоманской Империи стал утверждать, что он является мессией, который поведет евреев обратно на их собственную землю, во всем мире они начали собираться в дорогу. Разочарование, наступившее после того, как он согласился с требованием султана обратиться в исламскую веру, породило духовный кризис среди евреев. В связи с этим появились новые религиозные течения, самым влиятельным из которых был хасидизм. В отличие от раввината, делавшего упор на учение, сторонники хасидизма утверждали, что иудаизм должен быть эмоциональным, радостным опытом.
В то время как среди восточно-европейских евреев царила сумятица, на Западе зарождалась новая надежда. На заре Просвещения члены небольшой еврейской общины в США, незадолго до того добившихся независимости, получили все гражданские права, закрепленные в Декларации независимости. Несколько лет спустя французская революция выпустила свою Декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что «все люди рождаются и остаются равными в правах», и предоставила полное гражданство евреям во Франции. В течение нескольких десятилетий евреи Центральной и Западной Европы были уравнены в гражданских правах.
Но эта новая свобода не коснулась Восточной Европы, где в то время под гнетом российского царизма проживало 80 % всего еврейского населения мира. В ряде суровых законов были очерчены границы проживания евреев (черта оседлости) и были установлены ограничения на род занятий и экономическую деятельность. Когда в начале 80-х годов XIX в. были инспирированы дикие погромы евреев, они сочли, что единственным возможным выходом для них является эмиграция. Миллионы евреев покидали страну. Большая часть отправлялась в Соединенные Штаты, которые считались «Золотой землей». Еще один поток устремился на израильскую землю. В XX веке после большевистской революции и затем второй мировой войны значение Европы как центральной диаспоры для евреев пошло резко на убыль, но ее пеплом была посыпана почва, на которой возродился Израиль.